Таможенные правонарушения

В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Таможенного Кодекса Республики Казахстан (далее ТК РК), одной из основных задач таможенных органов является борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела, т.е. борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Нарушением таможенных правил признаётся противоправное действие или бездействие лица, посягающего на порядок, установленный таможенным законодательством РК и международными договорами. Так, на таможенные органы возложен контроль порядка перемещения через таможенную границу РК товаров и транспортных средств, включая применение таможенных режимов, обложения и уплаты таможенных платежей и налогов, предоставления и пользования таможенными льготами, за которые предусмотрена ответственность.

Нарушения таможенного законодательства предусматривают 2 вида ответственности:

  • административную (согласно Кодекса РК об административных правонарушениях)
  • уголовную (согласно Уголовного кодекса РК).

Основными видами правонарушений предусматривающих уголовную ответственность и отнесенных к компетенции таможенных органов, являются:
1. Экономическая контрабанда (ст. 209 Уголовного Кодекса РК)
2. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов (ст. 214 УК РК)
3. Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено" (ст. 250 УК РК)

Экономическая контрабанда это перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, совершенное помимо или сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения.

За данный вид преступления предусматривается уголовная ответственность в виде наказания штрафом в размере от 200 до 500 МРП или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 до 2 лет, либо лишением свободы до 3 лет со штрафом в размере до 100 МРП или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.

Уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии или других таможенных платежей в крупных размерах наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРП или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

За совершение преступления, представляющего общественную опасность для жизни и здоровья людей, а также экономической и национальной безопасности нашего государства Уголовным Кодексом РК предусматривается уголовная ответственность в соответствии со статьей 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено».

Данный вид преступления заключается в тайном или скрытом перемещении через границу запрещенных или ограниченных предметов к ввозу, вывозу или транзиту (наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения).

За данный вид преступления предусматривается уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой, а если такое же преступление совершено не однократно или группой лиц наказывается лишением свободы до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

За совершение нарушений таможенного законодательства, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности, наступает административная ответственность. Лица, совершившие административно наказуемые нарушения таможенного законодательства, несут ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. (далее КоАП РК). Данный Кодекс предусматривает административную ответственность за нарушения таможенного законодательства по 34 статьям. Подробнее рассмотрим статьи 414, 426, 429, 434, наиболее характерные для привлечения к административной ответственности участников внешне-экономической деятельности (ВЭД).

Так, согласно статьи 54 ТК РК, пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РК допускается в пунктах пропуска, определяемых таможенными органами, в соответствии с законодательством РК.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РК помимо таможенного контроля, то есть вне определенных таможенными органами РК мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков преступления, согласно ст. 426 КоАП РК — влечет штраф на физических лиц в размере от 10 до 20, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от 30 до 40 месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства — в размере ста, на юридических лиц, являющихсясубъектами крупного предпринимательства — в размере двухсот процентов от суммы неисполненного налогового обязательства.

В соответствии с положениями главы 48 ТК РК «Декларирование товаров», товары подлежат декларированию в таможенном органе при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, кроме случаев обращения товара в собственность государства. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу РК документов, на основании которых она заполняется. Ответственность за неподачу либо внесение недостоверных сведений в таможенной декларации несет лицо, перемещающее товары, или уполномоченный этим лицом по договору таможенный брокер.

Напомним, что декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной и иной передачи данных) точных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других необходимых для таможенных целей сведений. Сроки подачи таможенной декларации не могут превышать тридцати календарных дней со дня предоставления товаров и транспортных средств таможенному органу РК (ст. 380 ТК РК), и могут быть продлены, по мотивированному обращению декларанта, при условии уплаты либо обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов на ввозимые товары.

В соответствие со статьей 429 КоАП РК, недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК, то есть незаявление по установленной письменной, устной или иной форме либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, при отсутствии признаков преступления влечет штраф в размере двухсот процентов от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства с приостановлением действия лицензии, специального разрешения или квалификационного аттестата (свидетельства).

А непредставление таможенному органу РК в установленные сроки необходимых для таможенных целей документов и дополнительных сведений, таких как, таможенная декларация, при отсутствии признаков преступления, в соответствии со статьей 414 КоАП РК:- влечет штраф в размере от пяти до двадцати месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии, специального разрешения или квалификационного аттестата (свидетельства).

Согласно главы 40 ТК РК таможенные платежи и налоги уплачиваются до или в день регистрации таможенной декларации. Неуплата таможенных платежей и налогов в течение установленных сроков, согласно статьи 434 КоАП РК— влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от 20 до 40, на юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 процентов от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 250 месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии, специального разрешения или квалификационного аттестата (свидетельства) или без такового.

20 января 2006 года Законом РК № 123-3 в Кодекс РК об административных правонарушениях были внесены изменения, были исключены следующие статьи: ст. 416 «Нарушение сроков временного хранения», ст. 419 «Нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности в свободных таможенных зонах и на свободных складах», ст. 420 «Нарушение порядка возведения зданий, строений и сооружений в свободных таможенных зонах», ст. 436 «Незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, специалиста либо нарушение условий такой деятельности», ст. 437 "Незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика либо нарушение условий такой деятельности.

Внесенные изменения коснулись и размера санкции, налагаемой на юридических лиц за совершение административного правонарушения. Теперь размер санкции статьи зависит от того, к какому субъекту предпринимательства (малый, средний, крупный) юридическое лицо отнесено. Если участники ВЭД не согласны с постановлением по делу об административном правонарушении, они имеют право его обжаловать.Не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях имеют право обжаловать:
1. лица, в отношении которых ведется производство;
2. потерпевшие;
3. законные представители физических и юридических лиц;
4. защитники.

Постановление судьи может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящий суд. Постановление, вынесенное органом (должностным лицом) может быть обжаловано в вышестоящий орган или в специализированный районный и приравненный к нему суд по месту нахождения органа (должностного лица). Срок обжалования — в течении 10 дней со дня вручения — согласно ст.652 КоАП РК копия постановления вручается немедленно в день рассмотрения дела, а в случае если указанные лица не присутствовали при рассмотрении дела — в течении 10 дней с момента получения.

Поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение постановления и должна быть рассмотрена судом в течении 10 дней с момента получения. Вступившие в законную силу постановления об административном правонарушении могут быть пересмотрены по протесту Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров и их заместителей: коллегиями областных судов, Верховный суд — только по протесту Генерального прокурора, его заместителей.

12 Мая 2012

К списку статей