Структура внешней торговли

Структура внешней торговли включает экспортные и им­портные операции.

Под экспортом понимается вид предпринимательской внешнеторговой деятельности, связанной с получением пред­приятием (резидентом) валютной выручки в результате реали­зации и вывоза своей конкурентной продукции иностранному партнеру (нерезиденту) за пределы страны.

Схема экспортной операции выглядит следующим образом:

Схема экспортной операции включает:

а) подписание контракта на поставку товара;

б) поставку товаров.

Основными продуктами, характеризующими экспортную операцию, являются:

  • заключение контракта с иностранными контрагентами (нерезидентами);
  • пересечение товарами границы страны экспортерами (резидентами);
  • получение платежей экспортером (резидентом) в ино­странной валюте:

а) в валюте страны импортера (нерезидента);

б) в валюте страны экспортера (резидента);

в) в валюте любой третьей страны, например в долларах США.

Валюта определяется условиями торгово-платежного согла­шения.

Экспорт может быть двух видов:

нерезидентный (когда пред­приятие время от времени экспортирует излишки, предлагая товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы) и

активный (с целью расширения экспорта на кон­кретном рынке).

Кроме того, экспорт может быть прямой и косвенный.

Пря­мой экспорт осуществляется через экспортный отдел предпри­ятия, находящийся в собственной стране, через сбытовое отде­ление (филиал) за рубежом, коммивояжеров по экспортным операциям, также через зарубежных дистрибьютеров или аген­тов.

Косвенный экспорт осуществляется путем привлечения неза­висимых посредников-экспортеров, агентов, различных органи­заций.

Косвенный экспорт наиболее распространен за рубе­жом. Этому способствуют два фактора:

1) предприятие произ­водит все товары в собственной стране, следовательно, требу­ется меньше капиталовложений на расширение производства и создание собственного торгового аппарата за рубежом;

2) меньше степень риска.

Под импортом понимается вид предпринимательской дея­тельности российских резидентов, связанный с закупкой у не­резидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и техно­логий для последующей реализаций на внутреннем рынке.

Импортные операции требуют от резидентов основатель­ного знания товаров, наблюдений за изменением конъюнктуры рынка, а также правильного выбора момента времени для за­ключения контрактов. Импортные операции бывают двух ви­дов: прямые и косвенные.

При прямом импорте российские резиденты покупают това­ры непосредственно у зарубежного изготовителя (нерезидента) или у посредника по экспорту за границей. Импортная сделка осуществляется между резидентом (отечественным получате­лем) и нерезидентом (поставщиком) за границей.

При косвенном импорте российские предприятия (рези­денты) покупают товар у отечественного коммерсанта (отдель­ной фирмы), специализирующегося на импортных сделках, ко­торый в свою очередь получает товар от зарубежного произво­дителя (нерезидента) или экспортера (им также может быть другой резидент). Импортная сделка осуществляется между отечественным коммерсантом, специализирующимся на импор­те определенных товаров, и поставщиком за границей.

Импортный режим также бывает двух видов: нелицензируе­мый импорт и лицензируемый.

Нелицензируемый импорт осуществляется в том случае, когда заключение импортных контрактов не имеет ограничений, т.е. импортер (нерезидент) может без специального разрешения регулирующих органов заключить договор купли-продажи (контракт) с зарубежным поставщиком (другим нерезидентом), ввезти товар на территорию России и произвести оплату.

Лицензируемый импорт осуществляется в том случае, когда для ввоза товаров из-за границы требуется специальное разре­шение регулирующих органов, которые определяют условия, объем и выдают лицензии на определенный вид товаров. Толь­ко после получения лицензии на ввоз импортер (нерезидент) может заключать с резидентом договор купли-продажи. Для осуществления импортной операции импортер (нерезидент) должен иметь финансовые средства для закупки товаров, знать потенциальных поставщиков, произвести анализ цен конкурен­тов, предлагающих нужный товар, заключить контракт с наи­более предпочтительным экспортером (резидентом), получить закупленный товар и произвести его оплату. Важно также знать методы закупки товаров, которые бывают трех типов: оптовые, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необ­ходимости. Механизм импортной сделки можно представить следующим образом.

Схема импортной операции включает:

а) подписание контракта на покупку товаров;

б) поставку товаров.

Основными признаками импортных операций являются:

  • заключение контракта с иностранным контрагентом (нерезидентом);
  • пересечение товаром границы страны-импортера (нере­зидента);
  • оплата объекта договора в иностранной валюте.

Обязательным условием импортной операции является пла­тежеспособность импортера (нерезидента).

При осуществлении импортных операций учитываются три фактора:

1) необходимость проведения политики протекционизма;

2) обеспечение национальных потребителей (предприятий и населения) продукцией, которая не производится внутри стра­ны либо производится в недостаточном количестве;

3) выполнение фискальной функции с помощью импортных тарифов, т.е. обеспечение бюджета необходимыми финансовы­ми средствами.

Разновидностями экспортной и импортной операций явля­ются реэкспортные и реимпортные операции.

24 Сентября 2015

К списку статей