г. Челябинск, ул. Дзержинского, д. 93а, оф.6
тел: 8-912-307-87-66
E-mail: vekchit74@gmail.com
В последние годы импорт зарубежных товаров, как впрочем, и объем иностранных инвестиций в Россию возрастает. Импортная продукция широко востребована на российском рынке, так как в большинстве случаев соотношение цена — качество отвечают потребительским запросам.
Бытует распространенное мнение, как на территории РФ, так и за рубежом, что законодательно правильное таможенное оформление грузов в РФ — это непосильно сложная процедура, непомерные расходы, огромные трудозатраты и напрасная потеря времени.
Именно этими аргументами оперируют недобросовестные логистические и брокерские компании (далее «Посредники»), предлагающие неискушенным участникам рынка свои услуги по таможенному оформлению грузов по так называемым «серым схемам». Действительно, очень просто — заплатил деньги «специалистам», и никаких проблем.
Ни экспортеру, зарубежной фирме, ни импортеру, российской компании, документы оформлять не надо, платежи платить не надо, транспортировкой тоже заниматься не надо. Заплатил один раз посреднику, и можно ждать товара. Казалось бы отличная схема, никаких хлопот. На самом деле все не так просто. О подводных камнях неопытным в сфере ВЭД участникам не рассказывают. Неприятности возникают потом, причем на любом этапе подобной схемы, при этом никакой гарантии об исполнении обязательств по доставке и растаможке груза вы никогда не получите, а вот дальнейшие проблемы гарантированны.
Потеря груза в пути, чрезвычайно затянувшиеся сроки транспортировки, многомесячное ожидание пропуска «серого» груза на таможне, зависание на таможне по причине низких цен и невозможности их подтвердить, неправильно оформленные документы и произведенные платежи, влекущие за собой проблемы с валютным, налоговым, таможенным законодательствами, трудности с отражением в бухгалтерском учете и дальнейшей продажей товара и т.д.
А обращаться к специализированным в данной области компаниям. В этом случае чистота внешнеторговой сделки и ее соответствие законодательным базам обеих государств обеспечены. Кроме того в этом случае всегда есть возможность отследить точное местонахождение груза на всем пути следования, гарантированно получить товар в установленные сроки, правильно оформленные документы, сертификаты, без проблем отразить оприходование груза на балансе, возместить импортный НДС в российской налоговой службе и подтвердить экспортный НДС по нулевой ставке в зарубежных налоговых органах, а также можно получить страховку в случае порчи или утраты груза.
Основой бизнеса, как на международных рынках, так и на внутренних, является репутация хозяйствующего субъекта. Положительная репутация фирмы складывается годами и представляет собой совокупность многих факторов, включающих в себя, в том числе и способы осуществления ВЭД. Единожды оступившись, можно пошатнуть отношения с уже имеющимися партнерами и создать неблагоприятное впечатление для потенциальных контрагентов, что особенно существенно в рамках жесточайшей рыночной конкуренции. Статус добросовестного экспортера и импортера — огромный плюс в расширении внешне экономического сотрудничества и завоевании новых международных рынков. Кроме того, сложившийся имидж обязательно скажется на скорости и качестве таможенного оформления как за рубежом, так и в РФ.
Из практического опыта можно привести следующий пример нелегитимного ввоза товара на территорию РФ и о возникших в связи с этим дальнейших последствиях.
Российской компанией был размещен заказ у зарубежного поставщика из стран ЕС на поставку оборудования. Ранее оба участника сделки не имели опыта в экспортно-импортных операциях. Оформление сделки осуществляла одна из компаний, оказывающих как логистические, так и брокерские услуги, по «серым» схемам. На первоначальном этапе был заключен внешне экономический контракт, составленный «специалистами» логистической компании (далее «Посредник»).
Уже на этом этапе Посредником были допущены существенные недочеты. Контракт предусматривал поставку на условиях CPT Россия, в соответствии с которыми Продавец несёт расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения, а риски переходят в момент передачи груза первому перевозчику. Однако, далее по тексту Контракта в статье «Обязанности сторон» на Продавца возлагались обязанности, соответствующие условиям DDP, по которым все риски, все расходы по доставке груза, ответственность за порчу и потерю товара, включая оплату экспортных и импортных таможенных пошлин и других платежей, а также ответственность за таможенную очистку в стране экспортера и импортера несёт Продавец.
Подобное смешение терминов Инкотермс в рамках одного контракта недопустимо. Оно привело к недопониманию между сторонами контракта и посредником, а также к неправильному оформлению экспортной декларации — на условиях DDP вместо прописанных в контракте условий CPT.
Далее логистическая компания осуществила транспортировку, последующее документальное сопровождение сделки, таможенное оформление в стране экспорта и импорта. В результате, груз был ввезен на территорию РФ, растаможен и доставлен до российского получателя. Транзакция проведена, за исключением одного немаловажного аспекта: таможенное оформление груза впрочем, как и все документальное оформление поставки, было произведено на логистическую компанию — она выступила импортером, несмотря на то, что по контракту импортером должен был выступать фактический получатель груза — российская компания, которая на основании контракта открыла в банке паспорт сделки и произвела предоплату поставщику.
По валютному законодательству РФ компания-импортер (получатель груза) должна отчитаться в банк по импортной сделке и в качестве доказательства осуществленного ввоза принести в банк справку о подтверждающих документах и Импортную Декларацию на товары (ГТД). В противном случае сделка рассматривается как необоснованный перевод денежных средств за границу и влечет за собой наложение административных штрафов как на должностных, так и на юридических лиц, вплоть до полной суммы произведенного платежа. (п. 5 ст.15.25 КоАП РФ, п. 6 ст.15.25 КоАП РФ).
В связи с тем, что ГТД и все остальные документы были оформлены на Посредника, фактический получатель груза предоставить их в банк не смог, а, следовательно, со стороны закона ввоз товара на территорию РФ не был осуществлен. Таким образом, были нарушены таможенное и валютное законодательства РФ, а зарубежный поставщик не смог получить вторую часть оплаты за товар.
Плюс ко всему испорченная репутация обеих компаний, трудности при таможенном оформлении следующих импортных поставок, невозможность правильно отразить в учете полученный товар и др.
Либо обращаются к специализированным в сфере ВЭД компаниям. К сожалению, не всегда можно безболезненно выйти из подобных ситуаций, ведь исправлять всегда сложнее.
Как правило, иностранные компании стремятся произвести поставку товара в Россию на условиях DDP, чтобы у российского покупателя было как можно меньше проблем. По факту оказывается наоборот.